Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Всемирный банк определяет цифровую экономику как систему экономических, социальных и культурных отношений, основанную на использовании цифровых информационных и коммуникационных технологий. В Программе «Цифровая экономика» и «Стратегия развития информационного общества до 2030 года» цифровая экономика определяется как повышение эффективности современной экономики в основном за счет технологий обработки данных и автоматизации всех процессов. Целостная, системная, комплексная проблема поиска той модели взаимоотношений между людьми, которая совместима с технологиями четвертой промышленной революции, то есть с цифровыми технологиями и другими высокими технологиями XXI века, и при ее формировании, развитии и внедрении должна обеспечивать достижение объективно поставленной цели, характеризует цифровую экономику Бондаренко В.М.
В настоящее время термин «цифровизация» используется в узком и широком смысле. Цифровизация в узком смысле означает преобразование информации в цифровую форму, что в большинстве случаев приводит к снижению затрат, появлению новых возможностей и т. д. Большое количество специфических преобразований информации в цифровую форму приводит к столь значительным положительным последствиям, которые приводят к к использованию термина «цифровизация» в широком смысле.
По мере перехода к цифровой информации обо всех аспектах экономической и социальной жизни, цифровизация от простого метода улучшения различных частных аспектов жизни превращается в движущую силу мирового социального развития, обеспечивая повышение эффективности экономики и улучшение качества жизни. Поэтому цифровизация в широком смысле понимается как современный глобальный тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму и приводит к повышению эффективности экономики и совершенствованию качество жизни. Именно эти тенденции определяют актуальность данной проблемы.
Цель данной работы рассмотреть и дать оценку развития цифровизации экономики РФ.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд ключевых задач:
• Оценить уровень цифровизации современной экономики;
• Оценить уровень развития цифровой экономики в Российской Федерации.
Объектом в данной работе выступает непосредственно экономические процессы. Следовательно, предметом выступает непосредственно технология цифровизации экономики.
При написании курсовой работы использовалась международная и национальная законодательная база, научная литература, учебные пособия и специализированные научные статьи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Принципы и подходы цифровой трансформации
Цифровизация определяет перспективы роста компаний, отраслей и национальной экономики в целом. Цифровая экономика разрушает устоявшиеся модели отраслевых рынков, повышая конкурентоспособность их участников. Появление игроков, которые подверглись цифровому преобразованию, уже изменило лицо таких отраслей, как туризм, телекоммуникации, печать, пассажирские перевозки. Развитие цифровой экономики также приводит к увеличению покупательной способности населения. Это связано с тем, что цифровые платформы и торговые площадки создают благоприятный климат для ценовой конкуренции.
Современные информационные технологии оказывают огромное влияние на экономику и общество, изменяя сложившуюся экономическую структуру и образ жизни людей. В исследовании McKinsey Global Institute (MGI) отмечается, что в 2020 году цифровая революция вступила в решающую фазу - каждый второй житель Земли подключился к Интернету. По их же данным, к 2036 году в мире будет автоматизировано до 50% рабочих процессов.
Цифровая экономика стремительно развивается, ее рост опережает другие отрасли. При росте ВВП, страны с 2011 по 2015 год на 7%, объем цифровой экономики увеличился за тот же период на 59%. По данным исследования «Экономика Рунета», ежегодно проводимого РАЭК, вклад цифровой экономики в экономику России в 2020 году составил 5,1% ВВП, ее рост, в среднем составляет 10-15% в год.
Цифровизация - один из основных драйверов роста мировой экономики. По данным McKinsey Global Institute, в Китае до 22% прироста ВВП к 2025 году может быть связано с интернет-технологиями. Ожидается, что к 2025 году в Соединенных Штатах прирост стоимости за счет цифровых технологий достигнет 1,6–2,2 трлн. долларов США. Потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики России приведет к увеличению ВВП, страны на 4,1-8,9 трлн. к 2025 г. руб. (в ценах 2020 года), что составит от 19 до 34% от общего ожидаемого роста ВВП
По мнению экспертов, цифровизация оптимизирует производственные и логистические операции, повысит эффективность рынка труда, производительность оборудования, эффективность НИОКР, а также сократит потребление ресурсов и производственные потери.
Цифровизация становится необходимым фактором конкуренции. Коэффициент цифровизации (Digital Quotient), который содержит сравнительную оценку компаний по четырем критериям - стратегия, цифровая культура, компетенции, организационная модель - показывает, что предприятия, которые более активно внедряют цифровые решения, как правило, демонстрируют более высокие финансовые результаты.
Цифровые технологии меняют облик целых отраслей, мы уже видим это на примере туризма, перевозки людей, розничной торговли. По итогам прошлого года рынок электронной коммерции показал самую высокую динамику. В 2020 году объем рынка электронной коммерции в России составил 13,54 миллиарда долларов. Из них 10,3 миллиарда были продажами на внутреннем рынке, а 3,24 миллиарда - международными. Количество заказов увеличилось на 22% по сравнению с 2018 годом и составило 589,6 млн. заказов.
Однако доля электронной коммерции в общем объеме розничной торговли (включая продовольственные и непродовольственные товары) составила всего 3% на конец 2020 года и 5,75% без учета продуктов питания. Несмотря на положительную динамику развития, рынок электронной коммерции в России значительно уступает зарубежным рынкам. Объем электронной коммерции B2C (Бизнес для Потребителя), на конец 2018 года составил: в США - 440 млрд. долларов, в Китае - 680 млрд. долларов, в Великобритании - 220 млрд. долларов, в Индии - 37,6 млрд. долларов
Развитие цифровых технологий также приводит к значительным изменениям в сфере туризма. В 2015 году на мобильные продажи туристических услуг пришлось 23% всех онлайн-продаж, что, в свою очередь, составило 37% от общих продаж туристических услуг. Согласно прогнозам, продажи через Интернет и мобильные продажи вырастут на 8% и среднегодовым темпом роста на 21% до 2021 г. Среди категорий туристических услуг с точки зрения стоимости транзакций лидирующим сегментом является «Размещение», далее «Авиаперелеты».
В 2015 году объем онлайн-продаж в сфере путешествий и туризма для граждан России увеличился на 24% в текущем значении и составил 454 млрд рублей. До 2021 года прогнозируется среднегодовой темп роста 12%. Количество бронирований (более 15%) через мобильные устройства растет.
Еще одна тенденция - рост числа туристов, начинающих самостоятельно бронировать поездки. В первую очередь это связано с развитием технологий, появлением удобных сервисов бронирования отелей и растущим доверием к онлайн-покупкам. Этому способствовали и банкротства туроператоров.
По данным исследования НАФИ (2016), 34% респондентов организовали отдых самостоятельно и только 11% обратились к туроператору (из всех респондентов, с учетом тех, кто не выезжал с места жительства и отдыхал в стране). Причем в возрасте до 34 лет почти половина респондентов (45%) предпочитают самостоятельно организовывать отдых. В возрастной группе 60 лет и старше самостоятельно организовали отдых только 21%. В долгосрочной перспективе это приведет к значительному снижению спроса на услуги туристических агентств и значительным изменениям в отрасли. Туристическим компаниям придется подумать об изменении формата предоставления услуг и отойти от традиционного предложения турпакетов.
Глобальные изменения происходят в другой сфере - секторе финансовых услуг.
Мобильность становится доминирующей тенденцией, клиенты хотят иметь доступ к услугам 24 часа 365 дней в году из любой точки мира, а банки развиваются в сторону удаленной модели.
По проникновению услуг дистанционного банковского обслуживания Россия по-прежнему отстает от наиболее развитых рынков, но показывает высокую динамику, сокращая разрыв.
Так, по данным ЦБ РФ, в России доля граждан, использующих интернет-банкинг или мобильный банкинг, увеличилась в 2020 году по сравнению с 2018 годом с 31,5% до 45,1%. При этом мобильный банкинг развивается быстрее, чем интернет-банкинг.
Банки традиционно используют свои собственные веб-сайты для взаимодействия с клиентами и продвижения своих продуктов и услуг. Но ситуация меняется. Недавней тенденцией стало создание маркетплейсов - специальных площадок-агрегаторов, на которых покупатели могут выбирать различных поставщиков товаров и услуг. Подобные проекты уже появились в Европе. Например, Raisin - это европейский рынок банковских вкладов. Это дает возможность открыть вклад в любом банке ЕС. По состоянию на 2020 год платформу использовали более 75000 клиентов.
В России роль торговой площадки для банковских вкладов выполняет портал Banki.ru, где есть раздел «Специальные предложения для посетителей Banki.ru». Портал, изначально созданный как агрегатор информации, превратился в площадку для продажи банковских продуктов.
Операторы мобильной связи также претендуют на роль организаторов подобных платформ. Tele2 объявила о планах создания аналогичного супермаркета. Банки сами создают свои площадки. Тинькофф Банк создал маркетплейс по продаже ипотечных кредитов. Партнерами являются Дельта Кредит Банк, Абсолют Банк, Дом РФ, ЮниКредит Банк, Металлинвестбанк, Уралсиб Банк, Банк жилищного финансирования, Восточный, СМП Банк.
Банки начали развивать сотрудничество с партнерами, превратив свои сайты и офисы в торговые площадки для продажи партнерских небанковских продуктов. Например, Тинькофф Банк предлагает приобрести страховые продукты, туристические услуги (купить билеты и забронировать отель).
Банки начали инвестировать в непрофильные проекты, не направленные на продажу финансовых продуктов. В конце октября 2018 года стартовал новый совместный проект Яндекса и Сбербанка - маркетплейс Beru, на котором продается более 100000 товаров различных категорий.
В октябре 2018 года на форуме инновационных финансовых технологий Finopolis в Сочи, Московская Биржа и ряд коммерческих банков - Тинькофф Банк, АК БАРС Банк, Зенит Банк, Газпромбанк, Открытие Банк, Промсвязьбанк, Почта Банк, Росбанк, Россельхозбанк, Связь -банк, СКБ-Банк, Совкомбанк, Уралсиб Банк, КБ Центр-инвест, Экспобанк - подписали меморандум о сотрудничестве, целью которого является совместное развитие проекта Marketplace. Инициатором создания торговой площадки в 2017 году выступил Банк России совместно с участниками рынка. Проект предоставит физическим лицам из любой точки мира возможность сравнивать и выбирать предложения российских банков, брокерских, управляющих и страховых компаний и приобретать их удаленно.
Еще одним направлением в технологиях цифрового банкинга эксперты отмечают развитие биометрических систем безопасности. Они позволяют автоматически распознавать человека по его ранее записанным физиологическим или поведенческим характеристикам, таким как голос, цифровое изображение лица (3D и 2D), отпечаток пальца или изображение радужной оболочки глаза. В банковском секторе биометрические системы могут решать различные задачи, однако основным направлением использования биометрических систем является возможность идентификации клиента, что открывает новые возможности в развитии удаленных сервисов.
Биометрические технологии уже применялись за рубежом несколько лет назад. Так, в Испании биометрические платежные системы начали устанавливать еще в 2012 году. Британский банк First Direct начал использовать биометрию в обслуживании клиентов в марте 2016 года .
Система биометрии создана по инициативе Центрального банка Российской Федерации и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Разработчик и оператор Единой биометрической системы - Ростелеком. Система построена по принципу мультимодальности, то есть обрабатываются сразу две биометрии - голос и лицо. Сбор и передача данных уже началась.
Сейчас биометрические технологии используются в основном для обеспечения безопасности, но в будущем не исключено, что они будут использоваться при проведении социологических исследований, таргетинге рекламы, оптимизации транспортных потоков и улучшении городской среды.
Еще один результат развития IT-технологий - появление FinTech-компаний, предлагающих потребителям новые финансовые услуги и конкурирующих с традиционными финансовыми посредниками. Стартапы FinTech имеют значительное преимущество перед банками с точки зрения скорости, мобильности и инноваций. Чтобы не исчезнуть, банкам придется стать более гибкими и трансформироваться в высокотехнологичные компании.
В заключение отметим, что цифровые технологии приводят к значительным изменениям во многих отраслях, и в будущем эти изменения будут только расти.
1.2. Движущие силы цифровой трансформации
Цифровизация является глобальной тенденцией, которой следуют все страны, нацеленные на развитие конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения. В широком смысле процесс цифровизации стартовал в мире несколько раньше чем в России. Это, безусловно, связано с проблемами переходного периода экономики нашей страны в конце прошлого столетия. Тем не менее, цифровизацию в России и в мире можно разделить на несколько этапов. Первым этапом является широкое распространение компьютеров и их использование для автоматизации различных процессов, в том числе и документооборота. Также к данному этапу можно отнести и повсеместное развитие сетей передачи данных. К тренду второго этапа необходимо отнести широчайшее распространение различного рода мобильных приложений, облачных сервисов и центров обработки данных, что в целом можно охарактеризовать как развитие цифровой инфраструктуры и совершенствование средств коммуникации. Современный этап обусловлен внедрением в практическую деятельность наукоемких информационных технологий, включая технологии искусственного интеллекта, блокчейн, виртуальную реальность и др.
По данным отчета «Цифровое распространение» (Digital Spillover) компании Huawei и аналитического агентства Oxford Economics, каждый доллар США, инвестированный в цифровые технологии за последние три десятилетия, в среднем прибавил 20 долларов США к ВВП. Это огромная прибыль по сравнению с нецифровыми инвестициями, которые приносили в среднем около 3-1 доллара США. До 2025 года объем цифровой экономики составит 23 триллиона долларов, а размер в доле мирового ВВП увеличится до 24,3%.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамчук Н. Г. Знакомьтесь, блокчейн - хит инновационного раз-вития страхования // Страховое дело. 2018. № 1. - С. 14-17.
2. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ве-домости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 3. - С. 9-25
3. Бурякова А.О. Цифровизация учета финансовых операций: воз-можности и ограничения // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин: материалы II Международного научного форума. Вып. 2; Государственный университет управления. М.: Издательский дом ГУУ, 2018. 459 с.
4. Бурякова А.О., Варнавский А.В., Терехова Т.Б. О некоторых ас-пектах развития цифровой экономики // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2018. - № 1. - C. 98-103.
5. Глухов В. В., Останин В. А., Рожков Ю. В. Оппортунизм геофи-нансовой политики как проблема глобальной экономики // Финансы и кре-дит. 2015. - № 10(634). - С. 27–36
6. Захаров Д. В. Цифровизация экономики: проблемы и перспекти-вы // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 мая 2020г.: Белгород: ООО Агентство пер-спективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 102-107.
7. Криворучко С.В. Криптовалюты и подходы к их регулированию // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 5 (45). С. 120-129.
8. Маркетплейсы для банков: первые шаги // Инвест-Форсайт: Луч-шие инвестиционные и финансовые кейсы /под ред. А. С. Генкина, С. С. Никулина, К. Г. Фрумкинна. - Москва: Издательские решения,2017. - С. 118–120.
9. Мусостова Д.Ш., Абдулазизова Э.А. Пути развития симбиоза банковской деятельности и финтеха // Вестник Чеченского государственно-го университета. 2018. № 1 (29). С. 90-93.
10. Осиповская, А. В. Цифровизация и ее влияние на экономику / А. В. Осиповская. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы эконо-мики и управления: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. - С. 8-11.
11. Сальников И.А. К вопросу о технологических аспектах биткойна // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Рос-сийской таможенной академии. 2018. - № 3 (67). - С. 72–77.
12. Цифровая трансформация экономики и промышленности: про-блемы и перспективы [Текст]: [монография] / [Алетдинова А. А., Аренков И. А., Афанасьева Р. Р. и др.]; под редакцией А. В. Бабкина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский поли-технический университет Петра Великого. - Санкт-Петербург: Изд-во По-литехнического ун-та, 2017. - 806 с.
13. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа - www.consultant.ru
14. Блокчейн: внезапно нужен всем. [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.rbc.ru
15. 20 областей применения Блокчейн вне финансовых сервисов, ч. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: https://habr.com/ru